среда, 19 ноября 2014 г.

Символы Запорожья - Запорожская Сечь

Символы Запорожья
Запорожская Сечь



Материал подготовлен
 на основе  телевизионной программы «Символы Запорожья» (канал МТМ),
которая выходит при поддержке
 Александра Богуслаева


Сергей Петков (доктор юридических наук, профессор): Запорожские казаки издавна были известны во всем мире как опытные мореплаватели.
Если Черное море всегда было сердитым, то теперь оно и чернее, и страшнее в связи с многочисленными чайками, которые все лето опустошают его. Эти чайки продолговаты, похожи на наши фрегаты, вмещают 50 человек, ходят на веслах и под парусом. Чтобы выдержать жестокие шторма, их обвязывают соломой. В море ни один корабль не будет в безопасности, если на свою беду встретится с ней. Особенно в тихую погоду… Это первое упоминание о запорожских чайках, которое содержится в «Описании Черного моря и Татарии». Оно было составлено в 1634 году префектом Кафы Эмиддио Доттелли Д'асколи.
Геннадий Шпиталёв (кандидат исторических наук, доцент): Начало морских походов запорожцев относят к концу XV в. Это был ответ на турецкую агрессию. И запорожские казаки перенесли, таким образом, боевые действия в пределы Османской империи. Целью морских походов было освобождение пленных и захват морских трофеев, в первую очередь пушек.
С. Петков: попробуем разобраться: где строили свои корабли запорожские казаки. Старожилы Запорожья знают на Хортице Наумову Балку. Она была названа в честь адмирала Наума Акимовича Сенявина, которому указом от 3 сентября 1736 г. было поручено строительство Днепровской флотилии. Запорожская верфь располагалась возле Старого Днепра.
Как известно, города, крепости, населенные пункты не возникают на пустом месте… Но где именно находилась первая запорожская верфь?
Г. Шпиталёв: Российское судостроение на Днепре относят к 1738 г. – это период русско-турецкой войны 1736-1739 гг. Это связано с тем, что суда, которые строились под Брянском на верфи, не могли преодолеть пороги. Для того, чтобы спускать эти суда в Черное море, российское командование, в лице вице-адмирала Н.Сенявина, приняло решение о необходимости спускать по Днепру отдельные части галер, а завершать их сборку уже за порогами. Местом для Новой запорожской верфи был выбран остров Малая Хортица. Возведенный имперскими властями судостроительный завод назвали Новой Запорожской верфью или Хортицким островом (поскольку на Запорожской Сечи также была своя верфь, где строили дубы-чайки). На этой верфи было собрано несколько галер и брамов, а также дубель-шлюпки (это маломерные двухмачтовые суда).
В частности, Наумова скала на острове Хортица, – память о пребывании здесь адмирала Наума Сенявина, которому было вверено задание возглавить очаковскую флотилию для выхода в Черное море, но этого не удалось сделать из-за разбушевавшейся эпидемии чумы, которая охватила территорию от Дона до Черного моря. По одной из версий,  Наум Сенявин умер в мае 1738 г. как раз от заражения чумой. Но место захоронения адмирала не установлено, поскольку для спасения от эпидемии, было сожжено и затоплено более тысячи судов.
К 1739 г. Запорожская верфь уже была готова строить большие морские суда, которые планировалось использовать в кампаниях 1740 г.
Однако, Российская империя в 1739 г. вынуждена была подписать мирный договор, а все новопостроенные суда были законсервированы. Запорожская верфь на Хортицком острове была ликвидирована.
В 1775 г. военное судостроение на Днепре возобновилось. Это период, который ознаменовался победой Российской империи в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Верфь, где строились гребные суда – галеры, габары, булла создана на Кичкасе. Т.е. традиции малой запорожской верфи продолжались: остров Хортица, Малая Хортица.
С. Петков: Три речки: Верхняя, Средняя и Нижняя Хортицы впадают в Днепр напротив острова Хортица. Рядом с островом Хортица, в русле Старого Днепра расположен остров Малая Хортица – остров Байда. На острове размещалось поселение эпохи бронзы. Он был заселен в античное время. Во время Черняховской культуры первых веков нашей эры, здесь жили славяне и в эпоху Киевской Руси.
По мнению ряда ученых, именно здесь в XVI веке находился городок-замок князя Дмитрия Вишневецкого-Байды – первая Запорожская Сечь.
Владимир Мильчев (доктор исторических наук, профессор): Когда мы ведем речь о замке Д.И.Вишневецкого, также известного под своим казацким прозвищем «Байда», который существовал на острове Малая Хортица, то тут нужно сказать, что вопрос очень тесно связан с вопросом о первой Запорожской Сечи. Создание этого замка, конечно, предусматривало концентрацию вокруг Дмитрия Ивановича определенного числа казаков. В тоже время мы не можем со 100% уверенностью говорить, что это была именно первая Запорожская Сечь. Достаточно проблемным остается вопрос локализации этого замка. С одной стороны имеем остром Малая Хортица, но с другой стороны, в некоторых источниках дается расплывчатая привязка «на Хортицах». То есть это могли быть укрепленные пункты, расположенные в иных местах, помимо этого мыса (не очень удобного для обороны, как показали события 1557 г.) или на правом берегу Днепра, хотя в то время это был мыс, соединенный песчаной косой с материком. Это был укрепленный пункт, под руководством Байды-Вишневецкого, вблизи которого проживали казаки. Но была ли это первая Запорожская Сечь? Вопрос дискуссионный. Дать четкий ответ историки пока не могут в связи с недостаточным количеством исторических документов подтверждающих или опровергающих эту гипотезу. Украинским ученым еще предстоит  изучить данные польских и турецких архивов, чтобы дать исчерпывающий ответ.
С. Петков: И все же, где находилась первая Запорожская Сечь – место сбора запорожских «чаек» перед морскими походами казаков на турецкие крепости? Большинство запорожских казаков были искусными строителями судов класса «река-море». Свое детище они с любовью называли «чайка». Такие суда строили и оснащали запорожские казаки, которые жили в многочисленных зимовниках возле рек, впадавших в Днепр. Балки и урочища, расположенные на Хортице и в ее окрестностях были надежным укрытием для казаков. Бухты и причалы до сих пор носят названия. Связанные с судностроительством. Так, известны балка под названием «Сечевые ворота», урочище «Царская пристань», балка «Торговая Бухта». И если первая располагалась на Хортице, то «Царская пристань» и «Торговая Бухта» – в районе Верхней Хортицы.
Сергей Биливненко (кандидат исторических наук, доцент): Территория острова Хортица и окружающие ее земли всегда были стратегическим местом. Поэтому на сегодняшний день сохранилось много укреплений казацких времен. Они датируются периодом войн Сагайдачного с турецко-татарскими войсками. Укрепления были шанцевого типа (казаки имели саперные и пехотные отряды) и они давали возможность контролировать стратегическую ситуацию на обоих берегах Днепра, а также видеть переправы.
Это была граничная территория между Гетманщиной и Запорожьем.
В этих же местах, незаметно для неприятеля, можно было собрать большое число казаков, сформировать отряды, обеспечить их фуражом и провиантом  и отправиться в военный поход вниз по Днепру до Черного моря.
Укрепления-шанцы открывали казакам  возможность создать мощный форпост и наблюдательный пункт, позволяющий контролировать приближение врагов. Также это был опорный пункт, позволявший казакам в одно и то же время отправить отряды на Левый берег Днепра, к границам Московского царства, так и на Юг – против турецко-татарских орд.
Городовые казаки, проживавшие в полках Гетманщины для мобилизации военные походами, также собирались здесь.
С. Петков: Мы можем с уверенностью говорить, что здесь, на полуострове Степок и острове Малая Хортица находились укрепления запорожских казаков – первая Запорожская Сечь, которая, несомненно является символом Запорожья.

Материал подготовлен к печати
Инной Шугалевой



Комментариев нет:

Отправить комментарий