пятница, 14 ноября 2014 г.

Главный проспект Запорожья

Символы Запорожья
Главный проспект Запорожья
symbol-zv.blogspot.com
Материал подготовлен
 на основе  телевизионной программы «Символы Запорожья» (канал МТМ),
которая выходит при поддержке
 Александра Богуслаева


Сергей Петков (доктор юридических наук, профессор): Большинство крупных областных центров Приднепровья расположены на правой стороне Днепра. Центр Запорожья – на Левобережье. Центральной осью города является главный проспект Запорожья – проспект Ленина. Проспект начинается возле вокзала Запорожье І и заканчивается возле Днепрогэса. Но он не представляет собой прямую линию. И каждый изгиб центральной оси имеет свою историю.
Сергей Биливненко (кандидат исторических наук, доцент): Современный проспект Ленина начинается от Привокзальной площади, которая создавалась одновременно с Южной железной дорогой в 1873 г. Тогда же было построено и одноэтажное здание вокзала, которое располагалось напротив современного здания вокзала, было небольшого размера, но соответствовало всем требованиям времени. Это здание уцелело и во время революций 1905 г. и 1917 г., гражданской войны 1918 - 1922 гг. В годы Великой отечественной войны здание вокзала было разрушено, после войны – началось строительство нового здания. В сентябре 1953 г. было торжественное открытие нового железнодорожного вокзала «Запорожье -1». На фронтоне размещалась символика СРСР, а также статуи литейщика (как символа металлургического Запорожья) и колхозницы со снопом пшеницы в руках. В 2002 г. здание было реконструировано. Фасад здания остается неприкосновенным, и уже давно превратился в одну из городских достопримечательностей, а вот внутреннее убранство существенно обновлено.
Со времени создания в конце XIX в.,  Привокзальная площадь разрасталась, благодаря тому, что здесь проходили торги. Тут же находились и экипажи, которые развозили желающих в центр города. В конце XIX в. близи вокзала началось строительство жилых домов представителями элиты Александровска. В частности, это дом купца Минаева (ныне – проспект Ленина,6).
От Привокзальной площади до р. Мокрая Московка шла улица Вокзальная (ныне – часть проспекта Ленина). Свое название улица получила в ХІХ в. т.к. связывала вокзал и город. Позднее эту улицу было переименовано на Красногвардейскую, а затем – проспект Ленина. Эта часть города была отделена от основной части Александровска менонитской колонией Шенвизе. Колония включала много предприятий и заводов, продукция которых как раз доставлялась на вокзал для дальнейшей транспортировки. Эта станция была центральной для перевозки сельскохозяйственной продукции.
С.Петков: Реальная протяженность главной улицы Запорожья 10,8 км. Какова история становления главной улицы города?
С. Биливненко: Река Московка была границей между менонитской колонией Шенвизе и Александровском. Здесь начиналась улица Кузнечная (которая тянулась до современной улицы Анголенко). Название улица получила в результате проживания здесь рабочих, которые работали на заводах менонитской колонии и железнодорожных мастерских. В 1923 г. Кузнечную улицу переименовали в честь Пятилетия Великого Октября. Но в середине 30-х гг., вернули старое название «Кузнечная».  Недолгое время улица носила имя Карла Либкнехта, затем – Бунганина, а в 1952 г. – территория стала частью проспекта Ленина.
С. Петков: Территория старого Александровска начиналась на берегу р. Мокрая Московка и заканчивалось – возле р. Сухая Московка.
С. Биливненко: Главной улицей Александровска была Соборная (ныне – это часть проспекта Ленина от ул. Анголенко до площади им. Пушкина), названная в честь Свято Покровского собора. Вдоль Соборной размешались доходные дома, усадьбы богатых горожан, гостиницы, центральные учреждения. Неподалеку располагались рынок, Александровский сад, учебные учреждения. Долгое время улица была выложена брусчаткой.
В 1922 г. Соборную переименовали в улицу Карла Либкнехта – это была дань традиции, поскольку во всех городах того времени  центральным улицам обязательно присваивали имена революционеров. В 20-е гг. ХХ в. здесь было многолюдно, а среди горожан распространилась традиция – собираться на этой улице и читать стихи Есенина. В 30-е г. ХХ в., в противовес старой части города Запорожья, начал формироваться так называемый «новый город» – это территория Соцгорода.
С. Петков: Дамба связала Старый и Новый город.
С.Биливненко: Для объединения Старого Александровска и Соцгорода была сооружена Дамба. Предполагалось, что она станет основной магистралью,  так называемого Большого Запорожья – будет связывать промышленный комплекс, Вознесенку со старой частью города,  а вдоль нее будут размещаться научные и административные здания. Идея создания дамбы возникла при проектировании Днепрогэса, но удалось ее реализовать только в 50-60-е годы ХХ в.
Нина Забава (председатель правления ЗООО «Знание»): 5 ноября 1962 г. была введена в строй дамба-магистраль. Автором инженерного проекта был архитектор Н.Жариков. Строительство дамбы непосредственно осуществляли сотни молодых людей-добровольцев, поскольку стройка была объявлена ударной комсомольской. Тогда же приняли решение сдать дамбу в эксплуатацию городу на два года раньше срока. При открытии, магистрали присвоили имя Ленинского комсомола.
С.Биливненко: На протяжении 70-х годов ХХ в. проспект Ленина существенно изменился. Был застроен район от ул. Гагарина до ул. 12 Апреля (еще до Великой отечественной войны на этой территории размещались поля, которые обрабатывали крестьяне, а жилых домов было немного). Здания возведены в стиле «соцреализма» – украшений на зданиях, а некоторые элементы декора зданий – с советской тематикой.
От универмага «Украина» до порта им. Ленина был пущен трамвай. Уже в начале нашего века трамвайные маршруты проложены в обход проспекта по параллельным улицам, а вместо трамвайных линий – проложена разделительная полоса.
Проспект Ленина был реконструирован и преобразован в период пребывания на посту мера Запорожья Александра Поляка (2000-2003 гг.). Изменения коснулись только части проспекта от универмага «Украина» до площади Ленина. Благодаря инициативе и усилиям А.Поляка проспект Ленина по праву стал символом города. Фасады зданий реставрированы, оснащены удивительной подсветкой, обустроены скверы, разбиты фонтаны. Изменения начались со здания мерии, на бульваре Шевченко. Изначально (в 50-е гг. ХХ в.)  здание строилось для учащихся строительного техникума. Но в то время еще не были построены помещения для областного и городского комитетов партии и служащие этих структур временно там разместились. Позднее, представители областной власти переместились в новое здание на площади Октябрьской (ныне – Фестивальной), а городская администрации осталась в этом помещении, которое уже традиционно именуемой мерией. Территория вблизи мерии является излюбленным местом горожан: каскад фонтанов, городские куранты, дворец культуры «Октябрьский» (ныне – ДК «Днепроспецсталь») – который стал местом проведения мероприятий городского масштаба.
С.Петков:
Какую роль сыграл проспект Ленина в Вашей жизни?

Николай Малеванный (кандидат философских наук, доцент, зав. кафедры ЗОИППО):
Моя мама начала работать в этом городе по окончании донецкого медицинского техникума. С началом Великой отечественной войны, она была призвана в армию и начала службу здесь в одном из госпиталей. Когда немецко-фашистские захватчики появились в районе поселка Верхняя Хортица, служащие госпиталя спасали советских раненых бойцов из заполненных кровью и мертвыми телами госпиталей. Тогда же был отдан приказ, чтобы врачи и медсестры госпиталя собрались на сборочном пункте в районе  нынешнего Запорожского национального университета. Проспект поддавался постоянным бомбардировкам и они – несколько молодых медицинских сестер пробирались на место сбора… мама вспоминает, что практически не осталось уцелевших домов, люди спасались как могли, раненные лежали вдоль проспекта… Мама говорит о том, что позднее, проходя здесь с колонами ветеранов, всегда вспоминает этот проспект, который сейчас так чудесно выглядит, разрушенный и истерзанный захватчиками.
Когда строилась вторая очередь Днепрогэса и велись взрывные работы возле тела плотины, возникла угроза повреждения памятника Ленину. Тогда членами комсомольско-молодежной бригады Запорожского энергомеханического завода была изготовлена оградительная сетка, которая была выше, чем памятник и установлена для защиты монумента. При выполнении взрывных работ, ни один камень не достиг памятника. Эти интересные факты говорят, что для запорожцев, история этого города, каждый камень – это человек, который оставил тут частичку своей жизни, свои переживания и любовь к нашему родному городу.
С.Петков: Проспект Ленина является одним из символов нашего города. А  мы продолжаем нашу экспедицию в поисках символов Запорожья.

Комментариев нет:

Отправить комментарий