Символы
Запорожья
Материал подготовлен
на основе
телевизионной программы «Символы Запорожья» (канал МТМ),
которая выходит при поддержке
Александра Богуслаева
|
Сергей Петков (доктор юридических наук, профессор): Большинство крупных областных центров
Приднепровья расположены на правой стороне Днепра. Центр Запорожья – на
Левобережье. Центральной осью города является главный проспект Запорожья –
проспект Ленина. Проспект начинается возле вокзала Запорожье І и
заканчивается возле Днепрогэса. Но он не представляет собой прямую линию. И
каждый изгиб центральной оси имеет свою историю.
Сергей Биливненко (кандидат исторических
наук, доцент): Современный проспект
Ленина начинается от Привокзальной площади, которая создавалась одновременно с
Южной железной дорогой в 1873
г . Тогда же было построено и одноэтажное здание вокзала,
которое располагалось напротив современного здания вокзала, было небольшого
размера, но соответствовало всем требованиям времени. Это здание уцелело и во
время революций 1905 г .
и 1917 г .,
гражданской войны 1918 - 1922 гг. В годы Великой отечественной войны здание
вокзала было разрушено, после войны – началось строительство нового здания. В
сентябре 1953 г .
было торжественное открытие нового железнодорожного вокзала «Запорожье -1». На
фронтоне размещалась символика СРСР, а также статуи литейщика (как символа
металлургического Запорожья) и колхозницы со снопом пшеницы в руках. В 2002 г . здание было
реконструировано. Фасад здания остается неприкосновенным, и уже давно
превратился в одну из городских достопримечательностей, а вот внутреннее
убранство существенно обновлено.
Со
времени создания в конце XIX в., Привокзальная площадь разрасталась, благодаря
тому, что здесь проходили торги. Тут же находились и экипажи, которые развозили
желающих в центр города. В конце XIX в. близи
вокзала началось строительство жилых домов представителями элиты
Александровска. В частности, это дом купца Минаева (ныне – проспект Ленина,6).
От
Привокзальной площади до р. Мокрая Московка шла улица Вокзальная (ныне – часть проспекта
Ленина). Свое название улица получила в ХІХ в. т.к. связывала вокзал и город.
Позднее эту улицу было переименовано на Красногвардейскую, а затем – проспект
Ленина. Эта часть города была отделена от основной части Александровска менонитской
колонией Шенвизе. Колония включала много предприятий и заводов, продукция
которых как раз доставлялась на вокзал для дальнейшей транспортировки. Эта
станция была центральной для перевозки сельскохозяйственной продукции.
С.Петков: Реальная протяженность главной улицы Запорожья 10,8 км . Какова история
становления главной улицы города?
С. Биливненко: Река Московка была границей между менонитской
колонией Шенвизе и Александровском. Здесь начиналась улица Кузнечная (которая
тянулась до современной улицы Анголенко). Название улица получила в результате
проживания здесь рабочих, которые работали на заводах менонитской колонии и
железнодорожных мастерских. В 1923
г . Кузнечную улицу переименовали в честь Пятилетия
Великого Октября. Но в середине 30-х гг., вернули старое название «Кузнечная». Недолгое время улица носила имя Карла
Либкнехта, затем – Бунганина, а в 1952 г . – территория стала частью проспекта
Ленина.
С. Петков: Территория старого Александровска начиналась на
берегу р. Мокрая Московка и заканчивалось – возле р. Сухая Московка.
С. Биливненко: Главной улицей Александровска была Соборная (ныне –
это часть проспекта Ленина от ул. Анголенко до площади им. Пушкина), названная
в честь Свято Покровского собора. Вдоль Соборной размешались доходные дома,
усадьбы богатых горожан, гостиницы, центральные учреждения. Неподалеку
располагались рынок, Александровский сад, учебные учреждения. Долгое время
улица была выложена брусчаткой.
В 1922 г . Соборную
переименовали в улицу Карла Либкнехта – это была дань традиции, поскольку во
всех городах того времени центральным
улицам обязательно присваивали имена революционеров. В 20-е гг. ХХ в. здесь
было многолюдно, а среди горожан распространилась традиция – собираться на этой
улице и читать стихи Есенина. В 30-е г. ХХ в., в противовес старой части города
Запорожья, начал формироваться так называемый «новый город» – это территория
Соцгорода.
С. Петков: Дамба связала Старый и Новый город.
С.Биливненко: Для объединения Старого Александровска и Соцгорода
была сооружена Дамба. Предполагалось, что она станет основной магистралью, так называемого Большого Запорожья – будет
связывать промышленный комплекс, Вознесенку со старой частью города, а вдоль нее будут размещаться научные и
административные здания. Идея создания дамбы возникла при проектировании
Днепрогэса, но удалось ее реализовать только в 50-60-е годы ХХ в.
Нина Забава (председатель правления ЗООО
«Знание»): 5 ноября 1962 г .
была введена в строй дамба-магистраль. Автором инженерного проекта был
архитектор Н.Жариков. Строительство дамбы непосредственно осуществляли сотни
молодых людей-добровольцев, поскольку стройка была объявлена ударной
комсомольской. Тогда же приняли решение сдать дамбу в эксплуатацию городу на
два года раньше срока. При открытии, магистрали присвоили имя Ленинского
комсомола.
С.Биливненко: На протяжении 70-х годов ХХ в. проспект Ленина
существенно изменился. Был застроен район от ул. Гагарина до ул. 12 Апреля (еще
до Великой отечественной войны на этой территории размещались поля, которые
обрабатывали крестьяне, а жилых домов было немного). Здания возведены в стиле
«соцреализма» – украшений на зданиях, а некоторые элементы декора зданий – с
советской тематикой.
От
универмага «Украина» до порта им. Ленина был пущен трамвай. Уже в начале нашего
века трамвайные маршруты проложены в обход проспекта по параллельным улицам, а
вместо трамвайных линий – проложена разделительная полоса.
Проспект
Ленина был реконструирован и преобразован в период пребывания на посту мера
Запорожья Александра Поляка (2000-2003 гг.). Изменения коснулись только части
проспекта от универмага «Украина» до площади Ленина. Благодаря инициативе и
усилиям А.Поляка проспект Ленина по праву стал символом города. Фасады зданий
реставрированы, оснащены удивительной подсветкой, обустроены скверы, разбиты
фонтаны. Изменения начались со здания мерии, на бульваре Шевченко. Изначально
(в 50-е гг. ХХ в.) здание строилось для
учащихся строительного техникума. Но в то время еще не были построены помещения
для областного и городского комитетов партии и служащие этих структур временно
там разместились. Позднее, представители областной власти переместились в новое
здание на площади Октябрьской (ныне – Фестивальной), а городская администрации
осталась в этом помещении, которое уже традиционно именуемой мерией. Территория
вблизи мерии является излюбленным местом горожан: каскад фонтанов, городские
куранты, дворец культуры «Октябрьский» (ныне – ДК «Днепроспецсталь») – который
стал местом проведения мероприятий городского масштаба.
С.Петков:
Какую
роль сыграл проспект Ленина в Вашей жизни?
Николай Малеванный (кандидат философских
наук, доцент, зав. кафедры ЗОИППО):
Моя
мама начала работать в этом городе по окончании донецкого медицинского техникума.
С началом Великой отечественной войны, она была призвана в армию и начала
службу здесь в одном из госпиталей. Когда немецко-фашистские захватчики
появились в районе поселка Верхняя Хортица, служащие госпиталя спасали
советских раненых бойцов из заполненных кровью и мертвыми телами госпиталей.
Тогда же был отдан приказ, чтобы врачи и медсестры госпиталя собрались на
сборочном пункте в районе нынешнего
Запорожского национального университета. Проспект поддавался постоянным
бомбардировкам и они – несколько молодых медицинских сестер пробирались на
место сбора… мама вспоминает, что практически не осталось уцелевших домов, люди
спасались как могли, раненные лежали вдоль проспекта… Мама говорит о том, что
позднее, проходя здесь с колонами ветеранов, всегда вспоминает этот проспект,
который сейчас так чудесно выглядит, разрушенный и истерзанный захватчиками.
Когда
строилась вторая очередь Днепрогэса и велись взрывные работы возле тела
плотины, возникла угроза повреждения памятника Ленину. Тогда членами комсомольско-молодежной
бригады Запорожского энергомеханического завода была изготовлена оградительная
сетка, которая была выше, чем памятник и установлена для защиты монумента. При
выполнении взрывных работ, ни один камень не достиг памятника. Эти интересные
факты говорят, что для запорожцев, история этого города, каждый камень – это
человек, который оставил тут частичку своей жизни, свои переживания и любовь к
нашему родному городу.
С.Петков: Проспект Ленина является одним из символов нашего
города. А мы продолжаем нашу экспедицию
в поисках символов Запорожья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий