среда, 19 ноября 2014 г.

Символы Запорожья - Замок Попова

Символы Запорожья
Усадьба Попова

Материал подготовлен
 на основе  телевизионной программы «Символы Запорожья» (канал МТМ),
которая выходит при поддержке
 Александра Богуслаева


Сергей Петков (доктор юридических наук, профессор): В тридцати пяти километрах от Запорожья расположен замок. Для степных районов Приазовья, увы, не свойственный данный тип архитектурных сооружений. Остатки земляных валов, траншеи редутов – вот практически и все, что сохранилось с древних времен. Зодчие прошлого использовали местный природный материал, землю и глину, а они, в отличии, от камня, со временем теряют преданную им форму. Усадьба Попова – настоящий замок, который был спроектирован запорожскими архитекторами и построен запорожскими мастерами.
Константин Бакуров (директор городского краеведческого музея г. Марганец, почетный член Всеукраинского Союза краеведов): Васильевский историко-архитектурный музей-заповедник – Усадьба Попова – является уникальным комплексом не только для нашей области, но и для всей Восточной Европы.
Уникальность самого Васильевского заповедника в том, что он единственный в своем роде. Например, если посмотреть на фотографии стен замка, можно увидеть, что шов между кирпичами идет 4-5 мм, на некоторых фрагментах – 1 мм; мастера, которые делали кладку кирпича и архитектор проделали уникальную работу.
С. Петков: Каждый из нас, во время своего путешествия на юг, проезжая мимо Каховского водохранилища, видел величественные стены замка. И не все знают, что это всего лишь конюшни усадьбы Попова.
Виктор Филас (кандидат исторических наук, доцент): Замок Попова – уникальный комплекс, однако известно  о нем не много. Это объект, который нужно открыть заново. При строительстве замка были задействованы архитектурные стили, которые сейчас утрачены.
Отдельные постройки комплекса усадьбы возведены в  псевдомавританском стиле. Схожие архитектурные мотивы имеют некоторые дворцы Крыма, в частности  дворец Кичкине в Мисхоре, и  Воронцовский дворец в Алупке. На Юге Украины в конце XIX века в таком стиле многие помещики строили свои усадьбы, однако до наших дней сохранился только замок Попова.
Уникальным является манеж конюшня замка Попова, построенная в виде московского кремля.  Это архитектурный  стиль привнесен эпохой ренессанса из Северной Италии. Хотя, на сегодня даже в Италии этот архитектурный стиль представлен только в отдельных регионах – в Вероне, Гарде.
Итальянских архитекторов в XVI веке пригласил московский царь Иоанн Грозный для постройки здания кремля. Далее этот стиль копировался по просторам всего Московского царства, а позднее – Российской империи (особенно популярным он был в Центральной России и Поволжье). Замок Попова впитал в себе черты Московского и Коломенского кремля. Последний был построен в контрофорсами (вертикальными конструкциями, представляющими собой выступающую часть стены). При строительстве замка Попова, были учтены даже пропорции Коломенского кремля.
Что касается башен манежа – Круглой  и Северо-восточной, то в них прослеживаются мотивы созвучные башням Московского кремля (в частности, Троицкой башни). В целом, архитектурный ансамбль замка Попова несет на себе отпечаток архитектурных мотивов великого Бенуа.
Замок Попова, как архитектурный шедевр привлекал к себе всю округу поселка Васильевка. Например, соседнее именье Ивановка принадлежало жене барона Врангеля.
С. Петков: Род Поповых связан с дворянскими родами Гагариных, Чилищиных, Скалоне, а также с грузинским родом Багратиони.
Валерий Стойчев (директор историко-культурного заповедника Усадьба Попова): История города Васильевки тесно связана с родом Поповых. Первооснователь города Васильевки Василий Попов был личным секретарем канцелярии Григория Потемкина и земли ему были даны в 1787 г. лично по ордеру Потемкина в размере 26 тыс десятин. Этот год и стал отправной точкой в основании современного города Васильевка. Останавливаясь на вопросе о влиянии семьи Поповых на историю Васильевки, следует отметить, что это одна из наиболее хорошо сохранившихся на сегодняшний день помещичьих усадеб.
Инна Шугалева (кандидат исторических наук, доцент): Как вспоминают очевидцы в своих дневниках (в частности наследники дворянского рода Лущинских, которые определенное время проживали на территории усадьбы), особым украшением поместья был сад.
На большой площади в сотни десятин в  долине р. Карачекрака этот сад состоял из фруктовых деревьев, со всех сторон сад окружен был глубоким непроезжим оврагом. Около оврага росли дикорастущие растения: тополь, клены, ивы и колючий кустарник. В саду росли целыми десятинами отдельно яблоки, райские яблочки, айва, груши, вишни, персики, абрикосы, шелковицы и проч.
Сад разбит на аллеи. В одной каштановой аллее стоял по бокам ряд мраморных статуй на пьедесталах по мифологии Римской империи. Изредка стояли мраморные лавочки. В этой аллее была каменная беседка, где иногда отдыхал генерал и его семья. У въезда в сад большие каменные ворота и сторожка для сторожа. В саду богатые оранжереи с разными тропическими растениями, где выгоняли ранние фрукты, овощи для генерала. Сад был в ведении особого садовника, живущего при оранжереи.
В саду же были и больше огородные площади, где выращивались овощи к генеральскому столу и для служащих. По саду были разбросаны небольшие домики для сторожей, одетых в зеленые платья. За садом - ров и еврейское кладбище. Сад был утехой для местной детворы, которая частенько посещала сад, вместо  школы.
В. Стойчев: Музей-заповедник носит название «Усадьба Попова» – он состоит из двух частей: помещичьей усадьбы первой половины XIX века и дворцового комплекса Василия Павловича Попова. На сегодня сохранилась только дворцовая башня, руины дворца (при этом подвалы дворца сохранились в достаточно хорошем состоянии).
Мы работаем над тем, чтобы максимально привлечь и заинтересовать туристов. Мы открываем новые маршруты. Один из последних маршрутов – это руины и подземелья дворца, подвалы флигелей, которые сохранились, расчищены и ждут своих посетителей. В планах – совместно с археологами сделать раскопки подвалов дворца. В перспективе – хотим очертить фундамент дворца и раскрыть подвалы дворца и таком образом, откроются тоннели замка, протяженность которых несколько километров.
С. Петков: Большинство строений усадьбы Попова не сохранились, но подвалы, которые тянулись на Лысую Гору, под альтанку, и к другим зданиям, которые находились на территории усадьбы.
В. Стойчев: Говоря о подвалах замка, стоит отметить одну закономерность – на протяжении многих десятилетий, ходят легенды о сокровищах семьи Поповых – поскольку только очень состоятельная семья могла возвести такой мощный замковый комплекс.
Говоря о подземельях, не стоит забывать и о легендах, которые хранит усадьба Поповых.
С. Петков: Усадьба Попова сохранила целый ряд легенд и преданий.
В. Стойчев: Одна из них – о жестокой княжне Елене Поповой, жене Павла Васильевича (сына основателя замка). В 1839 г. она овдовела, и долгое время она правила имением. Вдова построила трехпрестольную церковь Петра и Павла. Судьба храма и семейного захоронения сложилась трагически. Во время Великой отечественной войны один из саркофагов был вскрыт, цинковый гроб изъят, а останки выброшены на бетонную танцплощадку. По легенде, с тех пор и по ныне бродит призрак пожилой женщины подвалами замка и, как мне кажется, нужно возродить былое величие замка Поповых, чтобы душа княжны Елены упокоилась навеки.
И. Шугалева: Еще одна легенда, связана с постройкой Усадьбы. Генерал на старости лет очень пил, он всегда был полупьян и любил людей пьющих. На старости лет он задумал себе построить дворец. Очевидно, он был уже не совсем здоров психически. Революционные волнения, бунты крестьян, заставили его строить дворец как непреступную крепость. Колоссальные средства шли на постройку этого дворца. Предполагалось кругом дворца сделать ров с водою (этого не успели сделать из-за смерти генерала), предполагался и вход во дворец в виде массивных входных небольших дверей с перекидным мостом средневековых эпох. Эта стройка продолжалась целых три года. Местные жители перешептывались, о тем, что цыганка сделала предсказала генералу: “Когда окончишь строить дворец, то и помрешь”. Чтобы затянуть стройку, генерал к чему-либо придирался и начинали разбирать и вновь строить. Так ему не понравились стекла во дворце, и он выбил их палкой и приказал вставить втрое толще стекла. Однако, ему так и не пришлось ему пожить в этом дворце при своей жизни.
С. Петков: Антон Макаренко в своей «Педагогической поеме» писал: «На краю знаменитого Великого луга, кажется, на том самом месте, где стояла хата Тараса Бульбы, в углу между Днепром и Кара-Чекраком неожиданно в степи вытянулись длинные холмы. Между ними Кара-Чекрак прямой стрелкой стремится к Днепру, даже на речку не похоже — канал, а на высоком берегу его — чудо. Высокие зубчатые стены, за стенами дворцы, остроконечные и круглые кровли, перепутанные в сказочном своеволии. На некоторых башнях еще и флюгера мотались, но окна смотрели черными пустыми провалами, и в этом было тяжелое противоречие с живой вычурностью мавританской или арабской фантазии». Несомненно, усадьба Попова – один из Символов Запорожья!


Комментариев нет:

Отправить комментарий